Керамика – просто и красиво

На занятиях по художественной обработке глины в школьных кружках доступны, конечно, далеко не все эти виды лепки, но отдельные элементы ее практически каждой области все же могут быть реализованы. Создание небольших по размерам макетов архитектурных сооружений — колоннад, мостов, домов, особенно культурно-исторических памятников — вызывает у детей на занятиях не меньший интерес, чем изготовление керамических игрушек, фигурок и посуды.


Считается, что термин «керамика» берет начало от греческого слова «кера-мос», что в переводе значит «глина». Керамическими называют изделия, изготовленные из глины (иногда с различными добавками) и обожженные до камне-подобного состояния. Обжиг придает глине ценные качества: огнеупорность, стойкость по отношению к воде и многим химическим реактивам, твердость, а при наличии красителей и полива изделие приобретает привлекательный блеск и большую эстетическую ценность. Керамика является основным видом декоративно-прикладного искусства всех народов мира. Без керамических изделий трудно представить себе жилье и обиход человека.
Керамика проделала долгий путь развития от старинных сосудов, вылепленных вручную и обожженных на костре, до изделий, изготовляемых на основе самых последних достижений современной науки.

А сейчас опишем процесс создания декоративной настенной керамической плитки-панно с рельефным узором в виде дома с колоннами. В зависимости от размеров плитки ее можно использовать также в качестве кулона или брелка для ключей.
Для изготовления плитки-панно понадобится комок глиняного теста (так называют пластичную глиняную массу), он может быть большим или маленьким, в зависимости от размеров печи для обжига и желания мастера.
Перед тем, как приступить к лепке, глину необходимо правильно и качественно подготовить. Для этого взятый глиняный ком (рис. 1) нужно хорошенько промять и осмотреть. Если на его поверхности есть трещины (не путать с неизбежными неровностями — буграми и вмятинами от пальцев), то надо руками, влажной поролоновой губкой или тряпочкой смочить его со всех сторон и вновь размять.

Если видимых трещин нет, то желательно провести более тщательный тест на пластичность. Следует весь комок или его часть скатать в глиняный жгут-колбаску толщиной примерно с палец. Взять ее за концы и попытаться совместить их. Если середина сгиба при этом не потрескалась или покрылась мелкими незначительными трещинками (рис. 2,а), то можно приступать к лепке. Если же появились большие трещины (рис. 2,6) или жгутик совсем сломался, значит в глине недостаточно воды и ее надо снова намочить со всех сторон и размять. Повторяют эту операцию до тех пор, пока трещины не перестанут появляться.
Теперь с глиной можно работать. В первую очередь надо вылепить самую большую часть керамической плитки — прямоугольное основание (предварительно оставив часть глины на элементы рельефа — ступени, колонны и др.). Для этого удобно скатать в ладонях шар (рис. 3,а), а затем сплющивать его, постепенно придавая прямоугольную форму (рис. 3,6). Сплющивать лучше всего пальцами — это развивает мышцы, а также подвижность и точность рук. Когда пластинка достигнет 5-8 мм в толщину, следует мокрыми пальцами круговыми движениями выровнять ее поверхность. При этом необходимо следить за появлением трещин, и если они обнаружились, замазать их мокрыми пальцами, стекой или влажной губкой.

Сквозное отверстие для подвешивания плитки на стену можно проделать сразу или потом круглой стекой, слегка подкручивая ее как сверло, чтобы, по возможности, избежать деформации края отверстия (рис. 3,в).
На следующем этапе нужно изготовить налепные элементы — ступени дома, колонны, перекрытие и скаты крыши. Их можно сделать из одного глиняного жгута, толщина которого должна быть, примерно, равна толщине вылепленной пластинки. Разрезать жгут лучше всего стекой-ножом, прокатывая разрезаемый кусок соответственно движениям стеки: это позволит сделать четкими, несмятыми концы отрезаемых элементов (рис. 4). Размеры деталей рельефа должны быть такими, чтобы все изделие в целом было красивым, гармоничным. Потом, когда и пластинка и налепные (или, иначе, приставные) элементы (рис. 5) будут готовы, нужно присоединить их друг к другу. Начинать лучше с нижних элементов — ступеней. Пластинку в месте приклеивания деталей надо смочить водой, что обеспечит более плотный и клейкий контакт присоединяемых частей. Затем жгутик-ступень следует плотно прижать (с небольшой деформацией его круглого сечения до овального), но не вдавливать слишком сильно в основание, а потом разгладить вдоль мокрыми пальцами или лучше стекой — тогда у ступени получится четкая передняя грань. Подобным образом можно приклеить вторую ступень, затем колонны, сохранив их округлую, цилиндрическую форму, и напоследок — перекрытие и скаты крыши (рис. 6).

После всего этого хорошо легонько протереть всю работу влажной отжатой поролоновой губкой, тряпочкой или толстой мягкой кистью, чтобы стереть случайные следы от пальцев и заровнять мелкие трещины, а также стыки лепных элементов.
В конце глиняную пластинку с налепом желательно украсить с помощью фигурных стек-печатей (палочек с концами различной формы и рисунка). Это придаст изделию более красивый и законченный вид Например, стекой с треугольным концом, вдавливая ее в глину на глубину 0,5-1 мм, можно обозначить оригинальное окно на фронтоне дома плоской стекой сделать желобок на перекрытии и имитировать стволы и ветви деревьев возле дома круглой стекой можно удачно дополнить композицию, расставив точки-листья. Текстуру земли перед домом также можно сделать стеками. Иногда используют мешковину или другую грубую ткань, нажатием пропечатывая ее фактуру на глиняную поверхность. Дополнит панно красивый узор, сделанный разными фигурными стеками по верхнему его краю (рис. 7).

После нанесения узоров протирать плитку пальцами или губкой более не рекомендуется, чтобы не сгладить четкие грани и контуры рисунка.
Теперь керамическую плитку-панно можно сушить и обжигать Что касается окрашивания, то порой красивое тиснение не нуждается в дополнительной раскраске. Хотя иногда более выигрышно выглядит изделие, тонированное окислами металлов.

Г. Мочалов,

Журнал “Делаем сами” №1-2001г.

История игрушек

О шашках

На главную

ДРУГИЕ НАШИ ПРОЕКТЫ

 Интересные  игрушки

Поделки дома

Занимательная физика

Все сами

От дачи до дома

Что готовите?


«Ручная работа»
в Улан-Удэ
©2015
Контакты: