Модель вертолета КА-15

Один вертолет КА-15 заменяет 300 рабочих. Но у этой машины есть существенный недостаток — относительно малая загрузка. Необходим вертолет, который на авиахимических работах обладал бы большим запасом ядохимикатов и был более экономичен. Таким вертолетом и является КА-26. Спроектированный специально для нужд сельского хозяйства, он может опрыскивать сады и виноградники как жидкими, так и твердыми ядами, а также с воздуха вносить на поля химические удобрения.

…В отдаленный горный район, где находятся виноградники, прилетает вертолет. Не беда, если сюда трудно добраться даже на автомашине: вертолет на подвесной платформе сам доставит комплект оборудования, необходимого для его обслуживания, топливо, сельскохозяйственную аппаратуру. А если потребуется, то в подвесной пассажирской кабине прилетят и люди.
Прямо на месте устанавливается сельскохозяйственная аппаратура, и вертолет поднимается в воздух. Машина совершает над виноградниками заход за заходом, приземляясь лишь для заправки топливом и ядохимикатами. Дело сделано — все оборудование и обслуживающий персонал воздушным путем отправляются на новый участок…


Таким представляли себе в работе новый вертолет его создатели. Но прежде чем на ватманских листах появились контуры будущей машины, было увязано множество самых противоречивых требований, найдено немало удачных конструктивных решений.

На первых же эскизах новая машина имела два соосных винта, вращающихся в разные стороны. Это позволило, во-первых, обойтись без хвостового  винта (а он забирает до 10% мощности силовой установки!) и, во-вторых, уменьшить диаметр винтов, а следовательно, и общие габариты машины — вертолет должен приземляться на маленькие площадки.

Естественно, что вертолет будет «трудиться» на сельскохозяйственных работах не круглый год. Значит, для того чтобы использовать машину с наибольшим экономическим эффектом, ее нужно приспособить и для других целей: перевозки людей, грузов, больных… Вертолет должен быть, одним словом, многоцелевым. Но разместить на одном аппарате комфортабельную пассажирскую и вместительную грузовую кабины, сельхозаппаратуру и устройство для перевозки грузов на внешней подвеске — задача нелегкая.
А стоит ли вообще стремиться это сделать?
Пусть при работе над полями машина несет только сельхозаппаратуру, при перевозке пассажиров — пассажирскую кабину, при транспортировке грузов — подвесную платформу. В таком виде вертолет превращается в своего рода «летающее шасси»: силовой каркас с пилотской кабиной, силовая установка, несущая система, шасси и хвостовое оперение.

К этой «основе» по мере надобности прикрепляется то или иное оборудование.
Идея показалась заманчивой. Начали чертить, считать и вместе с тем делать модели. Их было много: модели фюзеляжа, позволившие уточнить форму и обводы машины, модели отдельных деталей, аэродинамические модели. И наконец, была создана самая большая и сложная модель — натурный макет будущей машины, на котором установили все оборудование, протянули управление и трубопроводы. Именно этот макет опробовали летчики-испытатели и дали положительную оценку своему будущему рабочему месту: комфорту кабины, удобству размещения рукояток и рычагов управления, приборов.

Не сразу для новой машины была выбрана силовая установка. Казалось бы, зачем в век реактивной авиации ставить поршневые двигатели? Но у КА-26 относительно небольшая скорость полета, а расход топлива у поршневых двигателей на малых скоростях значительно ниже, чем у современных реактивных такой же мощности. Поэтому выбор пал на них, и вот результат — вертолет способен находиться в воздухе до 10 часов.
Широкое применение в конструкции нашли пластические материалы. Недаром вертолет с большим успехом демонстрировался на Международной химической выставке 1965 года в Москве. Пластмассовые детали составляют 20% от веса КА-26. Большой интерес представляют, в частности, лопасти несущих винтов, выполненные из стекло-пластика. Они отличаются от металлических большим ресурсом, лучшим качеством внешней поверхности, менее трудоемки в изготовлении.

…Остались позади радость первого полета, многочисленные летные испытания. КА-26 получает путевку в жизнь. В ближайшем будущем его можно будет увидеть в различных уголках нашей страны.

Журнал “Моделист-конструктор” №7-66г.

Настольные игры

Модели

Своими руками

На главную

ДРУГИЕ НАШИ ПРОЕКТЫ

 Интересные  игрушки

Поделки дома

Занимательная физика

Все сами

От дачи до дома

Что готовите?


«Ручная работа»
в Улан-Удэ
©2015
Контакты: