Модель самолете “Муха”

Для сборки этой летающей модели с резиновым приводом нужны следующие материалы:
— два листа (формата А-4) бристоля из технического блокнота,
— липовая рейка сечением 8 х 4 и длиной около 1000 мм,
— небольшие куски фанеры из лиственной древесины (лучше всего липовой) толщиной 1,5 мм,
— сосновая рейка сечением 10 х 10 и длиной 30 мм,
- стальная проволока диаметром 0,8—1 мм и длиной около 400 мм,
— модельная резина сечением 4×1 или 2×2, длина около 1500 мм.
— пробка от большой бутылки диаметром 15—20 мм.
— любой модельный клей.

Корпус модели сделайте из липовой или тополевой рейки сечением 8×4 длиной, как показано на рисунке. Конец продольного лонжерона корпуса 1 при шлифовке снимите на одну треть длины так, чтобы в хвостовой части его высота равнялась 4 мм. После подготовки носовой части (из кусков рейки того же сечения) и накладок 3 и 5, сделанных из липовой дощечки толщиной 1—1,5 мм (можно взять фанеру), склейте корпус. Если у вас клей быстросохнущий, намажьте предварительно соединяемые детали, а когда они высохнут, легко протрите поверхность мелкозернистой наждачной бумагой. Потом снова смажьте детали клеем и только тогда прижимайте друг к другу. Это обеспечит хорошее качество соединения.

Через накладки 3 посередине верхнего и нижнего лонжеронов просверлите отверстия диаметром 1 мм и вставьте в них короткие колышки, выструганные из спичек. Это дополнительно усилит контакт накладок с лонжеронами и предохранит от повреждений после натяжения резинового шнура 11.

После отделочной шлифовки корпуса просверлите отверстие диаметром 1 мм в носовой части — параллельно нижнему лонжерону. Оно будет подшипником оси пропеллера. Обратите внимание, что параллельность обеспечивает отрицательный угол примерно 3º оси пропеллера относительно продольной оси модели.

В отмеченном на плане месте (размер 90 мм) приклейте перпендикулярно к верхнему лонжерону липовую дощечку 13 и усильте ее с двух сторон снизу приклеенными липовыми линейками треугольного сечения 3×3. Эта дрщечка — основание крыльев. Как перед дощечкой 13. так и за ней высверлите в верхнем лонжероне отверстия диаметром 2 мм и воткните в них колышки 15 длиной 20 мм, сделанные из спичек. Они зацепят резину, крепящую крыло к корпусу.

Работу над резиновым моторчиком и шасси начните с изготовления лопаток пропеллера 17. Их диаметр 170 мм. Лучше всего детали сделать из липовой дощечки или фанеры толщиной 1—1,5 мм. Придав обеим лопаткам ту форму, что показана на рисунке, подержите их минут 15 в горячей воде, а затем положите на поверхность пузырька от лекарств и крепко обмотайте резинкой. Если вы положите лопатки точно так, как это показано на плане, то их косые края станут передними кромками, а пропеллер будет вращаться вправо.

Пока лопатки сохнут, сделайте оправу пропеллера 18. Два косых противоположных надреза делают пилкой для металла.
Высушенные лопатки вставьте в надрезы и проверьте центровку пропеллера. При необходимости подпилите концы лопаток так, чтобы пропеллер на оси расположился горизонтально. Ось пропеллера из проволоки диаметром 1 мм загибайте спереди лишь тогда, когда все детали — и пропеллер тоже — будут уже на оси. Загнутый ее конец плоскогубцами протащи в оправу пропеллера. Резиновый шнур (сердце модели) должен состоять из 4—6 полосок модельной резины сечением 4 мм2 (4×1 или 2 х 2). Сделайте его по эскизу на плане и закрепите в модели. В свободном состоянии шнур должен быть на несколько мм короче, чем расстояние между зацепками в корпусе. „Ноги” шасси 8 выполняют из проволоки диаметром 1 мм, а колесики — из пробки. Чтобы они не съезжали с оси, наденьте на них кусочки изоляции.

Шасси, установленное на нижнем лонжероне корпусов, привяжите несколькими витками нитки. Это уравновесит модель. В хвостовой части прикрепите полоз корпуса из стальной проволоки диаметром не более 0,5 мм.

Картонные крылья и оперение сделайте по рисункам. Детали усильте в носовой части дополнительными накладками, обозначенными буквами а, b и с. Пока клей не высохнет, детали надо положить под пресс, например, под книги. Для улучшения летных качеств модели придайте крыльям мухи соответствующий профиль, вклеив нервюру 19 из липовой дощечки 1,5 мм (при склейке помогайте себе шпильками). Обе половины крыла склейте друг с другом, пользуясь ранее подготовленными соединителями — средняя нервюра 12. После того, как клей высохнет, нижнюю часть нервюр в средней части крыльев выровняйте и проверьте поперечное V оно должно быть одинаковым в правом и левом крыльях и составлять около 60 мм.

Оперение, т.е. оба стабилизатора, приклейте к верхнему лонжерону корпуса. Следите за тем, чтобы они были взаимоперпендикулярными. Крылья прикрепите к корпусу резиной.

Заложив резиновый шнур, можно приступить к уравновешиванию модели. Муха, поддерживаемая под крыльями (пальцами одной руки — на расстоянии примерно 40 мм от передней кромки), должна висеть горизонтально (чтобы это проверить, взгляните на верхний лонжерон). Если горизонтального положения нет. сместите шасси. Если и это не поможет, приклейте к корпусу кусочек пластилина.

Теперь осторожно выпустите муху из руки. Если скользящий полет идет по прямой и модель мягко опускается, она уравновешена хорошо. Первые пробные полеты проделайте в зале, в школьном красном уголке или на воздухе при безветренной погоде. Первый раз резинку закрутите не слишком сильно, а если полеты пройдут успешно — сильнее. Муху выпускайте из руки, чуть поднимая нос модели.

БОГДАН ВЕЖБА
Журнал ” Горизонты техники для детей” № 8-86г.


«Ручная работа»
в Улан-Удэ
©2015
Контакты: