Головоломки

Если вы хотите, не откладывая, приступить к решению головоломок, возьмите лист бумаги в клетку и начертите игровое поле (см. рис. 1). А фишки можно заменить картонными кружочками. Их 36. Верхняя часть каждой окрашена в белый цвет, а нижняя — в черный. Еще одна фишка — красного цвета. Кружки поля пронумерованы двузначными числами: первая цифра означает номер ряда, считая по порядку слева направо, вторая — порядковый номер в ряду, отсчитывая сверху вниз.

Но лучше сделать игру поосновательнее. Игровое поле нарисуйте на листе ватмана, наклейте на пластинку пенопласта или на графленый картон, склеенный в два слоя, проколите шилом отверстия, вырежьте круг и приклейте его ко дну коробки, например, баночке из-под гуталина. Фишки нарежьте из спичек. Еще лучше выпилить диск из толстого листа фанеры и просверлить в нем отверстия под фишки. Фишки же напилить из бруска круглого сечения. А тем, кто умеет мастерить, советуем изготовить вариант игрового поля, показанный на рисунке 2.

Игры, которые мы вам предлагаем, разработаны на основе известной головоломки «Солитер» и ее игрового поля. В нашем случае центры полей расположены в узлах правильной треугольной решетки. На доске можно составлять из фишек легко узнаваемые силуэты животных, и каждая новая фигура — это целая серия еще нерешенных головоломок. Здесь нет двухцветных фишек, но число направлений их перемещения больше, чем в традиционном «Солитере».

Правила игры просты: любую фишку можно переставить только через соседнюю на следующее за ней свободное поле в любом направлении вдоль прямых линий. За один ход фишку можно переставлять столько раз, сколько позволяет сложившаяся позиция, но делать все шаги совсем не обязательно. Фишка, через кото-руЬо перешагнула другая, в зависимости от условий задачи или снимается с игрового поля (задачи № 1—6), или остается на месте (задачи № 7—9), или переворачивается (задачи № 10—11).

А теперь приступим к решению головоломок. Начнем по порядку: задача — требуется за три хода снять наибольшее число фишек фигуры «клю-{».
Решение: 1-й ход 56—54—35—56—74, 2-й ход 44—42—62, 3-й ход 51—71—53. Все 8 фишек сняты за три хода. Может быть, у кого-нибудь из читателей возникнет желание попытаться улучшить результат, а пока перейдем к следующей задаче: нужно снять все фишки, кроме одной фигуры «жук». В решении этой головоломки особенно изящно выглядят последние два хода.
Решение: 1-й ход 11—31—33, 2-й ход 71—51—53, 3-й ход 45—63, 4-й ход 47— 65—45—25—47—45, 5-й ход 33—52—54— 35—33—54—72.
Много хлопот доставила автору и
его друзьям попытка решить задачу для фигуры «самолет». Несколько раз удавалось выйти на решение, но ни разу не смогли его повторить, а записать не догадались. Автор будет очень признателен тому, кто пришлет решение этой головоломки.
Для тех, кто любит повозиться, советуем попробовать свои силы в решении последней задачи. Особенно много неприятностей в ней доставляют оставшиеся две последние фишки.

А теперь предлагаем вам решить задачи без подсказки.
1.   Снять наибольшее число фишек заданной    фигуры    за    три    хода: «ключ» — 9 фишек, «якорь» — 8 фишек,   «цветок» — 11   фишек,   «зонтик» — 9 фишек, «жук» — 11 фишек, «стрекоза» — 13 фишек,  «пчела» — 10 фишек, «рак» — 9 фишек, «черепаха» — 9   фишек,   «самолет» — 15 фишек, «домик» — 12 фишек, «вселенная» — 3 фишки.
2.   Снять за наименьшее число ходов все фишки фигуры, кроме последней: «якорь» — за 8 ходов, «зонтик» — за 8 ходов, «жук» — за 4 хода, «стрекоза» — за 6 ходов, «пчела» — за 5 ходов, «рак» — за 5 ходов, «черепаха» — за 7 ходов.
3.  Снять все лишние фишки фигуры «черепаха» за 7 ходов и закончить игру в центральном поле.
4.  Начать и закончить игру в одном и том же поле и одной и той же фишкой, при этом снять все лишние фишки за наименьшее число ходов: «жук» — 6 ходов, «стрекоза» — 1 1 ходов, «пчела» — 8 ходов, «рак» — 7 ходов, (черепаха» — 7 ходов.
5.   Начать и закончить игру в центральном поле и центральной фишкой: черепаха — 7 ходов.
6.  Наименьшим числом ходов снять все лишние фишки фигуры и закончить игру позицией, соответствующей малой заданной фигуре.
7.   Перед началом игры нужно снять одну фишку фигуры, а затем за наименьшее число ходов преобразовать ее в новую: «зонтик» за 9 ходов в «якорь»,  «самолет»  за  1 2  ходов в «пчелу», «самолет» за 12 ходов в «рака», «самолет» за 10 ходов в «черепаху».
8.  Определить, какая из пяти фигур — «жук»,   «стрекоза»,   «пчела», «рак», «черепаха» — может быть преобразована за 12 ходов в одну из четырех оставшихся.
9.  Повернуть    фигуру    на    180°: «жук» — за 13 ходов, «стрекоза» — за 11 ходов, «пчела» — за 15 ходов, «рак» — за 7 ходов, «черепаха» — за 12 ходов.
10.   Изменить    цвет    фигуры: «жук» — за 13 ходов, «рак» — за 25 ходов, «черепаха» — за 28 ходов.
11.   Изменить цвет фигуры и повернуть ее на 180°: «рак» — за 39 ходов.

На нашем игровом поле можно сыграть вдвоем с товарищем в «Русские шашки». Начальная позиция показана на рисунке 3. Играют двое, ходят по очереди, начинают белые. Шашку (фишку) можно переставлять на соседнее свободное поле влево, вперед, вправо или в любом направлении через шашку противника в следующее за ней свободное поле. Причем необязательно перескакивать только через одну шашку. Можно сделать и несколько «прыжков». Все зависит от расположения фишек. Достигнув поля 41 для белых и поля 47 для черных, шашка превращается в дамку, которая может ходить по прямой в любом направлении на любое свободное поле или перескакивать через шашки противника на следующее за ней любое свободное поле и продолжить ход при аналогичной ситуации. Шашка, через которую перешагнула другая, снимается с игрового поля. Проигрывает тот, кто лишен возможности сделать очередной ход.

А вот еще одна игра — «Хамелеончики». Начальная позиция изображена на рисунке 3. Играют двое, ходят по очереди, начинают белые. Фишку, так же как и в шашках, можно переставлять влево, вперед, вправо на соседнее свободное поле или в любом направлении через фишку противника в следующее за ней свободное поле и продолжить ход, как и в предыдущей игре. При этом фишка противника переворачивается, меняя цвет и соответственно хозяина. Проигрывает тот, кто лишен возможности сделать очередной ход.

Есть и еще одна игра. Ее начальная позиция отличается от предыдущих игр только тем, что оба игрока имеют по 12 фишек черного цвета. Линия, проходящая через нейтральные зоны (23, 44, 63), делит игровое поле на две половины. Фишку можно переставлять влево, вперед, вправо на соседнее свободное поле или в любом направлении через фишку противника в следующее за ней свободное поле и продолжить ход в той же ситуации. При этом фишки противника снимаются с доски. Фишка, закончившая ход на половине противника, меняет своего хозяина.

Если один из игроков поставил свою фишку на одно из нейтральных полей (25, 44, 63), а другой следующим ходом не подставил под нее свою, фишка переворачивается (меняет черный цвет на белый) и остается на этом поле до конца игры. Ходить через белую фишку запрещается. Выигрывает тот, на чьей половине не останется ни одной фишки. Перед началом партии игроки должны договориться — считать ли ход через фишку противника обязательным или нет. Это примечание относится к последним трем играм.
Е. ТИХОНОВ. Прил. Журнала Юный техник №12-88г.


«Ручная работа»
в Улан-Удэ
©2015
Контакты: