И летит и свистит

Запустить безмоторную авиамодель можно и рукой. Но куда удобнее— резиновой или механической катапультой. И дальность полета увеличится, и скорость заметно возрастет. На старте, например, —до 70 м/с. Одно худо— энергично пущенная, да еще при попутном ветре, модель может улететь за сотни метров. Вот и бегай за ней!

По всему видно, такое занятие не очень-то пришлось по душе американскому авиамоделисту Р.Саймону из Дакоты. Парень он оказался изобретательный и вот какой нашел выход.
Безмоторный самолет, конечно же, простейший летательный аппарат. Но почему бы и его не оснастить устройством, частично регулирующим полет? Не прибегая к электронике, Саймон нашел прекрасное решение. Для его осуществления потребовались лишь резинка да два крючка. Расскажем подробнее.
Как известно, направление полета задает модели хвостовое оперение. Благодаря ему она поворачивает вправо, влево. может перемещаться вверх или вниз. Вот и решил изобретатель закрепить оперение не жестко, как принято, а на оси. В вертикальной плоскости такое оперение получило возможность качаться на 5 — 7 градусов, а в горизонтальной на 1 — 2 градуса. А чтобы перемещения не проходили как попало, укрепил колеблющуюся систему резинкой (см.рис.).

Это, так сказать, конструктивная хитрость, а чтобы лучше понять физическую сущность, обратимся к такому малоизученному и редко применяемому в технике явлению, как автомоторные колебания. Вспомним, как гудят провода высоковольтных ЛЭП на сильном ветру. Звук они генерируют подобно струнам. Так же ведет себя и хвостовое оперение конструкции Саймона. Запустив модель с высокой начальной скоростью, мы добьемся того, что набегающий поток воздуха, словно ветер в проводах, вынудит колебаться оперенив с низкой частотой в двух плоскостях. Колебания приведут к изменению его положения, а значит, изменят курс полета. Модель будет то резко подниматься вверх, то уходить вправо, потом опускаться, забирать влево… Полет получится волнующим, и бегать за моделью далеко не придется.

Еще одна забавная находка Саймона — свистки. Они установлены под крыльями и настроены на разные звуковые частоты. В полете модель «поет».
Если захотите ее построить, советуем воспользоваться еще од ним усовершенствованием Саймона— катапультами для ручного и механического запуска. Резиновая — самая простая. Потребуется прочная палочка диаметром 15 — 20 мм и длиной 250 — 300 мм. Порода дерева значения не имеет. На верхнем конце палочки крепится кольцо из стальной проволоки диаметром 1,5 — 2 мм, а к нему жгут из 10 — 15 нитей авиамодельной резины длиной 400 — 450 мм. Заканчивается жгут стальной деталькой, очень похожей на рыболовную блесну. Способ ее крепления к носу модели показан на рисунке.

Более сложная катапульта— механическая. Здесь используется повышающий редуктор с ручным приводом и барабаном. На него при запуске наматывается леер – рыболовная леска диаметром 0,7 0.9 мм и длиной 5 — 7 м. Конечно, гораздо эффективнее такая система работает с приводом от электрического двигателя. Но можно запускать и с руки.
Как мы говорили, начальная скорость модели при запуске очень высока. И чтобы в завершающий момент «блесна» соскакивала с крючка, Саймон использует парашютный тормоз. Очень похожий на тот, что применяется в большой авиации.
В.АЛЕШКИН. Журнал Левша.


«Ручная работа»
в Улан-Удэ
©2015
Контакты: