Школа высшего пилотажа

Мы  уже знакомили вас с отечественными планерами и самолетами-бипланами. А сегодня вы узнаете о первых самолетах-монопланах.
В 1933—1934 годах Николай Николаевич Поликарпов создает истребитель-моноплан И-16 с убирающимся шасси. Испытывал этот самолет замечательный советский летчик Валерий Павлович Чкалов. С двигателем воздушного охлаждения мощностью 7С0 л. с. машина развивала скорость 450 км/ч. Десять лет находился на вооружении нашей армии И-16. Немело подвигов совершили на кем советские летчики в боях с японцами на Халхин-Голе и во время Великой Отечественной войны.

Герой Советского Союза летчик Григорий Пантелеевич Кравченко вспоминает: «…Поликарпов сделал такой    самолет,    который фактически,   если  умело воевать,   японские   пули не могли  взять.  Плоскости, фюзеляж как  решето, а  стоит  залатать  дыры  —  и  самолет  снова  готов в бой».

В конструкторском бюро Александра Сергеенича Яковлева в эти годы тоже работали над созданием самолетов-монопланов. В 1935 году из ворот опытного завода выходит легкий учебнЪ-тре-нирсвочный самолет УТ-2, называвшийся в начале АИР-10. Эта двухместная машина с двойным управлением, или, как говорят еще, спарка, в первом же полете показала скорость 210 км/ч — на бСГхм больше, чем у биплана По-2 при том же стосильном моторе.

На одном из опытных самолетов этой серии Герой Советского Союза В. С. Гризодубова установила три женских мировых рекорда для класса легких самолетов: рекорд скорости — 200 км/ч, рекорд высоты — 3267 м и рекорд дальности (вместе с Героем Советского Союза М. М. Расковой по маршруту ‘ Москва — Актюбинск) — 1444,7 км.

В том же, 1935 году КБ Яковлева выпустило одноместный спортивный самолет АИР-14, получивший позже название УТ-1 (учебно-тренировочный, одноместный).   Этот  моноплан  был  спроектирован
для отработки лётного мастерства летчиков аэроклубной авиации и школ Военно-Воздушных Сил. На воздушных гонках легкомоторных самолетов, организованных в 1937 году по маршруту Москва — Севастополь — Москва, из 19 спортивных машин разных марок первыми финишировали самолеты А. С. Яковлеза — УТ-1 и УТ-2. (Со временем ча смену самолетам УТ пришел более совершенный самолет Як-18. И поныне наши спортсмены выступают на самолетах этого типа — Як-18ПМ.)
Перед самой войной на вооружение Советской Армии стали поступать новые самолеты-монопланы Як-1, ЛаГГ-3, МиГ-3. Рассказ о них в одном из следующих номеров, в подборке «Самолеты Великой Отечественной».

Теперь приготовьте карандаш, копировальную бумагу, лист не очень толстого ватмана, кусок резиновой или деревянной подкладки, ножницы. Предлагаем сделать модель самолета УТ-1. Все, что нужно для постройки — выкройки и порядок операций, — показано на рисунках. Освоив эту модель, вы легко сделаете и остальные.
Н.  КОЗЛОВ, Рисунки автора. Журнал Юный техник.


«Ручная работа»
в Улан-Удэ
©2015
Контакты: