«НЕ ИГРУШКИ!?»

Выставка открыта с 23 сентября по 8 ноября

Спецпроект 3 Московской биеннале современного искусства

Третьяковская галерея, Крымский Вал, 10, залы 80–82

Организаторы:

Государственная Третьяковская галерея и Фонд поддержки визуальных искусств Е. Березкиной «ЭРА»

При поддержке фонда «Общество поощрения художеств»

Руководитель проекта: Ирина Лебедева

Авторский коллектив проекта: сотрудники Отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи Кирилл Светляков, Кирилл Алексеев, Сергей Епихин, Алёна Рассказова при участии Веры Погодиной

Игрушка – самый доступный и, вместе с тем, самый опасный материал современного искусства, способный обрушить любые культурные иерархии. Из маргинального атрибута в портретах романтической эпохи игрушка превратилась в пластический материал и, зачастую, в самостоятельное произведение в практике художников ХХ века.

Чтобы ни делал «человек играющий», он неизбежно приходит к созданию игрушек, которые становятся произведениями искусства или обретают художественный статус, чтобы на следующем этапе стать новой игрушкой для интеллектуалов-интерпретаторов и арт-диллеров.

Цель проекта – проследить историю игрушки в русском искусстве в период с 1930-х до настоящего времени. Экспозиция начинается с макетов игрушек, разработанных в НИИ игрушки в 1930-е годы и не запушенных в массовое производство. Эти макеты имеют генетическую связь с традицией русского авангарда и одновременно напоминают нонконформистские ассамбляжи конца 1960-х1970-х годов.

«Игрушечный» эпизод или целая «игрушечная» история имели место в практике многих русских художников. Это не случайно, поскольку в ситуации советской культуры с её репрессивной эстетикой происходило постоянное вытеснение «нежелательной» художественной энергии в детские сферы, начиная с преподавания в детских художественных школах и созданием произведений, адресованных детям, будь то литература, книжная иллюстрация, кино, мультипликация и многое другое. Сама культурная политика подталкивала современных художников к работе с детским ресурсом.

В современном русском – как и западном – искусстве игрушка существует и развивается в диапазоне от ассамбляжного элемента до алтарных форм и масштабных инсталляций. Но существенные отличия наблюдаются в проблематике и характере интерпретации игрушечного материала.

Кирилл Светляков
Сергей Епихин


«Ручная работа»
в Улан-Удэ
©2015
Контакты: