Об игрушках

Мы уже указывали на то, как родители могут влиять на содержание и сюжеты детских игр, знакомя детей с жизнью и деятельностью взрослых.

Как же могут родители руководить самим процессом игры?

Кроме непосредственного участия в игре родители могут сделать детям указания по ходу игры или подобрать соответствующие игрушки.

Какие же игрушки нужны ребенку-дошкольнику?

Основная игрушка — кукла. Это не просто игрушка, это товарищ в игре, особенно  для детей, не имеющих дома сверстников,  с которыми они могли бы играть. Кукла в игре заменяет человека, она также может выполнить ту или иную роль. Это не обязательно ребенок, за которым можно ухаживать, которого можно кормить, укладывать  спать, баюкать, мыть, ходить с ним гулять. Кукла может быть учеником, а ребенок —  учителем она может приходить в гости, быть пассажиром, кассиром и т. д.

Какой должна быть кукла? Лучше всего подходит для игр кукла с целлулоидной головкой и двигающимися конечностями. Одежда куклы обязательно должна сниматься, и у нее должны быть разнообразные костюмы, которые легко сшить самим.  Гардероб куклы надо хранить в специальном ящике и коробке. Приучите ребенка  заботиться о платье своей куклы, приводить его в порядок, складывать в определенное место.

Очень часто из нескольких кукол, имеющихся у ребенка, он предпочитает какую-нибудь одну. И вовсе не самую нарядную, самую большую или самую новую. Конечно, ребенку приятно, если кукла красива, но не это делает ее любимой. Самое важное — это возможность играть с ней в игры на самые разнообразные сюжеты. Чем разнообразнее эти возможности куклы, тем больше любит ее ребенок.

Любовь к определенной кукле возникает и развивается у ребенка в играх с нею. Чем разнообразнее и содержательнее эти игры, тем больше привязывается ребенок к кукле. Ребенку достаточно 2—3 простых кукол, из которых одна может выполнять женские роли, другая — мужские, а третья —  детские. Увеличить их количество можно тогда, когда ребенок переходит к играм, в которых необходимо большое количество участников. Это бывает обычно в старшем дошкольном возрасте. Здесь уже могут оказаться необходимыми наборы кукол (например, оловянные солдатики).

Хотя кукла и основная игрушка, но не только она необходима ребенку в игре. Нужны разнообразные игрушки. Все их можно разделить на три большие группы: сюжетные, строительные, различные материалы.

К сюжетным игрушкам относятся такие, которые наталкивают ребенка на игру с определенным содержанием. Это игрушечные звери, домашние животные и птицы:  мишка, заяц, собака, корова, лошадь, утка. Некоторые из этих игрушек заменяют кукол. Игрушечных животных можно кормить, укладывать спать, с ними может быть  разыграна игра в «зоологический сад», в «птичник».

Кукольная мебель, посуда, как правило, игрушки вспомогательные, но часто необходимые — с их помощью игра становится более развернутой, богатой по содержанию.

Известно также, как любят дети технические игрушки: пароходы, паровозы, самолеты, автомобили, экскаваторы, тракторы.

Вторую большую группу составляют строительные игрушки. Это или разборные домики, или мелкий и средний строительный материал. Строительный материал необходим для творческой игры ребенка.  Из него можно возвести кукольный дом, мост, изгородь, лестницу — да мало ли построек, которые могут оказаться необходимыми в игре!

Нередко ролевая игра и начинается с постройки. Лишь закончив ее, ребенок начинает обыгрывать построенное: заселяет  дом жильцами, ставит возле моста часовых,  переезжает по мосту на автомобиле, переселяет в новые дома колхозников, открывает школу для детей, устраивает гараж  для автомобилей, возит зерно на элеватор.

Не менее важными являются другие игровые материалы: катушки от ниток, обертки от конфет, колесики от старых, давно  отслуживших свою службу игрушек, ракушки, камешки, гвоздики, палочки, разноцветные бумажки, спичечные коробки,  кусочки материи…

Это как раз то, что часто родителями пренебрежительно именуется мусором. Вот характерный случай. Ребенок, готовивший  чай для своих кукол, вдруг горько заплакал, роясь в своих игрушках: «Мои салфеточки, мои салфеточки, опять ты их выбросила!» Выяснилось, что мать, убирая игрушки в отсутствие ребенка, выбросила цветные бумажки от конфет. А теперь они понадобились для того, чтобы изображать  в игре салфетки. Из-за невозможности принять гостей как следует, с салфетками, и  плакал ребенок. Хорошо, что мать не сказала при этом: «Обойдешься и без салфеток», а тут же, вместе с ребенком, вырезала из цветной бумаги красивые, нарядные  салфетки.

Этот случай показывает, как бережно следует относиться к материалам, собранным  ребенком и бережно им сохраняемым для игр. Эти материалы нужны почти во всякой игре, потому что они могут заменять  самые разнообразные предметы. Гвоздь послужит и градусником, и шприцем, и карандашом, и вилкой, и ножом обертка от конфет — и салфеткой, и тарелочкой, и рецептом для больного катушка от ниток — чашкой, самоваром, баночкой с лекарством…

Источник: Детский мир. Дошкольник


«Ручная работа»
в Улан-Удэ
©2015
Контакты: