Лепка из необычных материалов

Вы решили заняться изготовлением неповторимых изделий из керамики и не знаете, какой материал выбрать. Ведь их так много: гончарная глина, фаянс, фарфор, каменная масса и т.д. Мой совет — выбирайте шамот. Это удивительный материал. Он может быть и элегантно-строгим и уютно домашним. Художники открыли его для себя недавно (30-40 лет назад), но он сразу завоевал всеобщее признание. Сейчас шамот широко применяется как в оформлении интерьеров квартир, домов, так и при решении наружного дизайна. Это вазы, кашпо, бра, фонари, панно, небольшие фонтаны, декоративная облицовка и, конечно, мелкая пластика, скульптура. Перечислять изделия можно бесконечно. Особенно хорошо шамот смотрится в загородных домах, на дачах. Шамотные вещи лепят вручную, практически без форм, поэтому работа выглядит всегда живой и теплой. Каждое изделие из шамота уникально. Чтобы начать работу, вам необходимы: шамотная масса, инструменты, муфельная печь (размер внутренней камеры 500×500 мм).
Шамотная масса
Шамотная масса — это глина, в которую добавлена уже обожженная перемолотая глина (шамот).
По сравнению с гончарной глиной и фарфором, шамотная масса при сушке и обжиге дает сравнительно небольшую усадку. Частички шамота создают своеобразный каркас, удерживающий стенку изделия от деформации при высыхании, и не позволяют ему растрескиваться. Именно это качество шамота позволяет создавать самые сложные формы и архитектурно-пространственные композиции, не прибегая к помощи форм.
Способ приготовления шамотной массы
Можно купить готовую массу в мастерской или на художественном комбинате, но гораздо дешевле приготовить ее самому. На любом кирпичном заводе всегда есть шамотная масса. Конечно для работы ее надо подготовить. Как это сделать?
1. Развести шамот в густой шликер, т.е. разбавить водой до сметанообраз-ной консистенции.
2. Процедить его через сито с отверстиями 1-2 мм, чтобы не осталось крупных включений (камешков и кусочков извести).
3. Приготовить густой шликер из фаянса или фарфора.
4. Добавить в разведенную шамотную массу 20-25% фаянсового или фарфорового шликера. При добавке фарфора шамотная масса получается более жаростойкой и прочной. Называется эта процедура — обогащение шамота. Она необходима, чтобы сделать заводской шамот достаточно пластичным.
5. Перемешать шликер и вылить его в гипсовый поддон для более быстрого высыхания.
Можно использовать отработанные гипсовые формы. Главное, чтобы у них были бортики и глубина составляла не более 250-300 мм.
6. Когда лишняя жидкость испарится и масса станет достаточно плотной, нужно собрать ее, перемять руками и сложить в герметично закрывающийся бак или ведро. Необходимо следить, чтобы масса не пересыхала. Для этого надо один раз в 2-3 дня слегка сбрызгивать ее сверху водой. После приготовления массы, прежде чем начинать работать, надо дать ей хотя бы несколько дней отстояться, тогда она станет более пластичной.


Инструменты
Прежде чем приступить к работе, вам необходимо запастись некоторыми
инструментами и подготовить рабочее место. Для этого нужно:
1. 2-3 деревянных стека разного сечения.
2. Нож — для обрезания пласта.
3. Кусочки кожи и резины для заглаживания дефектов (идеально подходит кусок кожаного ремня).
4. Деревянная лопатка, желательно не слишком легкая. Ее вес должен чувствоваться в руке.
5. Небольшой мешочек с песком для уплотнения пласта.
6. Цикля — металлическая пластинка 50×100 мм для выравнивания поверхности пласта.
7 Ткань — грубый холст или мешковина. Можно использовать и другую фактурную ткань.
8. Доски для раскатывания пласта (400×400 мм) и (600×600 мм). Фанера и оргалит не годятся. Фанера, намокая, деформируется, а оргалит слишком тяжел. Потребуется по две доски каждого размера.
9. Скалка для раскатывания пласта.
10. Деревянные решетки — для сушки изделия. Их продают в хозяйственных магазинах. Размер около 600×700 мм.
11. Несколько ровных гипсовых пластов. Можно использовать старые формы с ровной поверхностью.
12. Полиэтиленовая пленка, чтобы накрывать изделие в промежутках между работой.
13. Картонная коробка для сушки изделия.
При создании фактуры можно использовать разные предметы: рельефные пуговицы, вилку, кружевную салфетку. Главное — не бояться экспериментировать и дать волю фантазии.
Раскатывание пласта
Сначала надо определить размеры будущего изделия. Допустим, это будет прямоугольное кашпо длиной 450 мм, высотой 300 мм и шириной 300 мм. Для его изготовления нужно проделать следующие операции.
1. Отрезаем 10 кусков холста размером немного большим, чем предполагаемое кашпо. Точность тут не очень важна. Потребуется шесть кусков 500×350 мм и четыре — 350×350 мм.
2. Смачиваем 2 куска холста (500×350 мм) водой, выжимаем. Холст аккуратно раскладываем на доске. Холст должен лежать ровно, без складок. Второй кусок ткани откладываем на время в сторону.

3. Берем небольшой кусочек шамотной массы и начинаем набивать пласт. Глину надо плотно вдавливать в холст тыльной стороной ладони. Следующий кусочек ложится на предыдущий внахлест, чтобы в пласте не было зазоров (рис. 1).
4. Набив до нужного размера, уплотняем пласт. Для этого надо пройтись по поверхности мешочком с песком.

5. Выравниваем поверхностыдиклей.
6. Обрезаем пласт по нужному нам размеру — 450×300 мм. Пласт должен быть везде одинаковой толщины, не более 7-8 мм (рис. 2).
7 Кладем сверху второй холст и закатываем его в поверхность пласта скалкой. Временно накрываем пласт пленкой, чтобы он не высох. Это первая стенка будущего кашпо. Точно так же делаем остальные четыре стенки.
8. Готовые пласты (стенки) необходимо подсушить до кожетвердого состояния. Это такое состояние массы, когда она уже потеряла пластичность, но еще не высохла. Пласты должны стать жестче, чтобы не прогнуться в процессе их соединения.

9. Чтобы подсушить пласты, их необходимо переместить на решетку, освободив от прилипшей снизу доски. Как же это сделать, не деформировав пласт? Есть два способа.
Способ 1. Пласт еще лежит на доске, закатанный с обеих сторон в холсты. Сверху кладем еще одну доску такого же размера. Затем сжимаем обе доски двумя руками (не сильно) и быстро переворачиваем. Теперь доска, на которой раскатывался пласт, сверху, и ее можно снять. В результате этой процедуры пласт лежит на сухой доске и его можно легко сдвинуть на решетку, взявшись за края холста и не поднимая его.
Способ 2. Принцип тот же, только сверху кладется не доска, а сразу решетка. В этом случае переворачивать немного сложнее. Лучше это делать вдвоем.
10. Итак, пласты лежат на решетках (холст, выходящий за края пласта, надо обрезать). По краям прикрываем их полосками пленки (рис. 3). Это делается, чтобы края не пересохли.
11. Когда пласты достаточно подвяли (подсохли), приступаем к их соединению, т.е. непосредственно к созданию кашпо.
Соединение
1. Сначала надо срезать края пластов в местах соединения. Угол должен составлять 45° (рис. 4).
2. Готовим шликер (об этом было сказано выше). Достаточно развести 100-150 мл массы.
3. На доску кладем пласт 450×300 мм. Это — дно кашпо. Верхний холст можно снять. По краю делаем насечку ножом и смазываем шликером. То же самое делаем с двумя другими пластами (450×300 мм, 300×300 мм). Это — стенки кашпо. Аккуратно ставим их вертикально. Соединяем под прямым углом, пристукивая лопаткой. Кашпо наполовину готово (рис. 5).

Если после соединения остались щели, их надо заделать. Для этого раскатывается колбаска шамота (толщина зависит от размера щели) и плотно вминается в щель стеком. Заделав щель, надо разровнять шамот стеком и кусочком кожи. С наружной поверхности холст должен остаться. Это фактура. Его можно снять только после соединения всех стенок. Вообще, одно из основных правил работы с шамотом — это работа через тряпку. На изделии не должно оставаться отпечатков пальцев, царапин, трещин. Соединив все стенки, снимаем ненужные теперь холсты. Выравниваем верхний край, застукивая лопаткой и, если нужно, подрезая ножом. Затем можно пройтись кусочком кожи, чтобы смягчить край.

4. Верхний край украшаем декоративным бортиком. Для этого: а) раскатываем небольшой пласт 450×80 мм б) перекладываем его на гипсовую пластину (не забыв убрать тряпку) в) отрезаем полоски шириной около 10 мм (две полоски длиной 450 мм и две — длиной 300 мм) г) на верхних частях боковых стенок вдоль краев кашпо и на по

верхности полосок делаем насечку, намазываем эти места шликером д) приклеиваем полоски, пристукивая через тряпку лопаткой г) когда бортик слегка подвянет (через 20-25 мин), выравниваем его края стеком, затем сглаживаем кусочком кожи ж) на поверхности бортика делаем декоративную насечку.
Двойной бортик
Интереснее выглядит двойной бортик.
Изготовление косички
Раскатываем на гипсе две колбаски толщиной 3-4 мм (длина около 450 мм) и аккуратно скручиваем. При этом нельзя допускать появления трещин, т.к. косичка порвется. Глина для этой работы должна быть очень мягкой, в процессе скручивания надо чуть-чуть сбрызгивать косичку водой. Косичка готова. Слегка сплющиваем ее, пройдясь по ней стеком через тряпку. Приклеиваем над верхним бортиком. Если есть желание, основные стенки по длине можно украсить небольшим рельефом. Кашпо готово (рис. 6).
Сушка
1. Изделие стоит на решетке. Оно неплотно прикрыто пленкой. Чем медленнее в начальной стадии идет усадка, тем меньше вероятность трещин. Правильная сушка — залог успешной работы.
2. Через 2-3 дня снимаем пленку и закрываем кашпо картонной коробкой. На этом этапе очень важно изолировать изделие от сквозняков.
Обжиг
Обжиг шамотно-фаянсового изделия проводится при Г 1100-1200° шамотно-фарфорового изделия — при Г 1400-1450° Если нужно, чтобы изделие не пропускало воду, изнутри его покрывают эмалью (непрозрачная глазурь).
Снаружи можно втереть в поверхность пигмент и «задуть» тонким слоем глазури. Это подчеркивает фактуру. Желательно, чтобы температура плавления глазури совпадала с температурой утильного обжига. Это позволяет избежать сетки мелких трещин.
Хочется еще раз напомнить, что при работе с шамотом главное — это аккуратность, и тогда все ваши задумки станут реальными предметами, радующими глаз.

Журнал “Делаем сами” №1-99г.

Что можно сделать из бус

Ремесла

На главную

ДРУГИЕ НАШИ ПРОЕКТЫ

 Интересные  игрушки

Поделки дома

Занимательная физика

Все сами

От дачи до дома

Что готовите?


«Ручная работа»
в Улан-Удэ
©2015
Контакты: