Как сделать планер “Аист”

Что же это за модель, чем она замечательна? Характерной особенностью модели «Аист» (рис. 1) является система крепления крыла, состоящего из четырех частей.
Концевые части крыла — ушки крепятся к основному крылу, а основные крылья крепятся к фюзеляжу, что почти полностью исключает поломки модели при самых неудачных посадках. Модель хорошо затягивается на леере, а после ухода с леера летает с правым разворотом и незначительным креном внутрь круга. После срабатывания автомата принудительной посадки модель круто снижается по спирали — штопорит. Это гарантия, что она пе уйдет из поля зрения наблюдателя.
Изготовляется модель из плотной бальзы. Однако бальзу можно заменить липой. Тогда сечения всех частей планера должны быть уменьшены примерно вдвое. Полетный вес модели «Аист» около 410 г.


Передний лонжерон основного крыла имеет прямоугольное сечение 6х7 мм. Задний лонжерон изготовлен из сосновой планки сечением 2х3 мм. Передняя кромка выполнена из профилированной бальзы размером 6х10 мм, задняя кромка выстрогана из бальзы треугольного сечения размером 2,5х25 мм.

Нервюры вырезаны из бальзы толщиной 1,5 мм. Четыре нервюры, расположенные у торцевой части каждого основного полукрыла, и нервюра на стыке с концевым ушком изготовлены из миллиметровой фанеры. Торцевая нервюра основной части каждого полукрыла усилена металлической накладкой толщиной 1,2 мм.
Между тремя внутренними нервюрами в каждом ушке размещена коробочка крепления, выклеенная из баль-зо ых пластин толщиной 1 мм. Благодаря ей лонжероны ушек крыла прочно соединяются между собой.
Торцевая часть каждой половины основного крыла для прочности обтянута капроном. К концевой части лонжеронов основного крыла приклеены и укреплены нитками проволочные детали крепления ушек (см. рис. 1). Они выгнуты из проволоки ОВС диаметром 1 мм. Кроме того, ушки насажены на фиксаторы из жести толщиной 0,5 мм, которые размещены на передней и задней кромках основного крыла. Сами ушки изготовлены из бальзы. Торцевая нервюра ушек вырезана из миллиметровой фанеры. Профиль крыла на ушках переменный, по мере приближения к концу относительная толщина и вогнутость уменьшаются.
Основные крылья крепятся к фюзеляжу (рис. 2, б) с помощью языков, изготовленных из дюралюминиевых пластин размером 1,5х48х140 мм. Эти пластины пропущены сквозь щель в пилоне фюзеляжа и приклепаны к нему с двух сторон уголками. Языки входят в коробочки, размещенные в торцевой части каждого полукрыла. Между торцевой частью каждого полукрыла и пилоном фюзеляжа (с обеих его сторон) приклеены утолщенные нервюры из бальзы. Они обеспечивают плавный переход от плоскости пилона фюзеляжа к нервюре крыла. Крыло оклеено микалентой, которая дважды покрывается эмалью и нитролаком АВ-4. Вес крыла до обтяжки — 106 г, после обтяжки и лакировки — 140 г.


Стабилизатор имеет V-образную форму. Он полностью изготавливается из бальзы и оклеивается конденсаторной бумагой. Вес стабилизатора — 12 г. Фюзеляж склеен из четырех бальзовых дощечек толщиной 5 мм и обработаны до круглого сечення. В него вклеивается дюралюминиевый плоский гребень-пилон 1 (рис. 2, б), вес гребня 45 г. Вес фюзеляжа 50 г. К пилону приклепан резьбовой переходник 3 весом 12 г для крепления носка 4. В носке 4 размещается грузик 6 весом 32 г. Он передвигается вдоль фюзеляжа с помощью ходового винта 7. Ходовой винт и грузик фиксируются винтами М2. Вес всего носка фюзеляжа — 118 г.

Киль (рис. 2, в) вырезан из баль-зовой дощечки и весит 5 г. На нем крепится руль направления, связанный с помощью качалки 10, откидного болтика 11 и гайки 12 со стальной нитью 13. Нить соединена с крючком для запуска, а другим концом -с пружинкой, обеспечивающей холостой ход крючка, при котором руль не поворачивается. Полный ход крючка — 27 мм, холостой — 22 мм. Угол отклонения руля направления при переходе от полета по лееру к планирующему полету регулируется двумя винтами 9, закрепленными в плексигласовой детали 8. Отклоняется руль направления при помощи одномиллиметровых резиновых нитей.
На модели стоит автомат принудительной посадки. Упор этого автомата, удерживающий стабилизатор в нормальном полетном положении, регулируется винтом.

В порядке опыта мы рекомендуем ввести в систему управления “Аиста” дополнительное усовершенствование — крючок для динамического старта.
Для наматывания леера изготовлена специальная катушка (рис. 3), устройство которой заимствовано из детской игрушки «Дюймовочка». Однако в механизм игрушки добавлены еще некоторые детали: ролик 1, направляющий крючок 2, ось зубчатого колеса 3 и ручка 4. Вес катушки 90 г, габариты — 40х90х150 мм. На такую катушку свободно наматывается леер длиной 50 м. Достаточно 7-10 раз качнуть рейку 5, чтобы полностью убрать леер.

Журнал “Моделист-конструктор” №4-66г.

Настольные игры

Модели

Своими руками

На главную

ДРУГИЕ НАШИ ПРОЕКТЫ

 Интересные  игрушки

Поделки дома

Занимательная физика

Все сами

От дачи до дома

Что готовите?


«Ручная работа»
в Улан-Удэ
©2015
Контакты: