Для токарного станка

Удивительно, но для токарных работ по дереву и сегодня используются станки, по конструкции весьма упрощенные. Резец, точнее специальную стамеску, токарь держит в руках, лишь слегка опирая на упор — подручник. Но то, что на токарном станке по металлу вытачивается «шутя», например цилиндр, сделать на станке для дерева очень трудно. Зато здесь легко получаются детали самых замысловатых криволинейных форм. Если у токаря еще и глаз художника, то можно создавать настоящие произведения искусства.

Столы и стулья с точеными ножками, лестничные перила, украшенные точеными столбиками — балясинами, деревянные подсвечники и кубки — все это вы, вероятно, встречали в музеях. Заведите себе токарный станок — и подобные вещи сможете создавать своими руками. А занятие это, заметим, не только увлекательное, но и весьма респектабельное. Ведь им «грешили» в свое время князья и даже цари… Правда, учитывая современные цены, многим покажется это делом совершенно нереальным. Однако вы ошибаетесь. Серьезная проблема возникает при изготовлении изделий с однотипными точеными деталями. С одной стороны, чем сложнее, «витиеватее» форма, тем интереснее, но с другой — очень уж сложным становится ее точное повторение. Для таких работ еще со времен Нартова существуют токарно-копировальные станки. Для наших же целей вполне сгодится приспособление, предложенное учителем одной из московских школ А. Зайцевым.

Над станком крепится кусок стекла, на который наклеен вырезанный из черной бумаги контур будущей детали. Если немного поэкспериментировать, вам удастся так установить источник света и стекло относительно станка, что на поверхности стекла будет аидно отражение заготовки. Еще немного терпения, и вы добьетесь, чтобы ось симметрии бумажного контура совпала с осью вращения заготовки. Это то, что надо. Теперь подумайте, как зафиксировать стекло в таком положении. Можно, например, вставить его в рамочку и прикрепить к стене. Наклон же отрегулировать при помощи гвоздей и проволоки. Теперь в процессе точения вы будете по отражению в стекле четко видеть, насколько отличается контур вашей детали от бумажного «эталона». И вскоре убедитесь, что изготовление однотипных деталей стало делом совсем несложным.

Вот еще несколько дополнительных советов. Стекло лучше всего брать органическое и по возможности не бесцветное, а темных тонов — отражения на нем будут значительно четче. Источник света не должен «бить в глаза». Работать надо обязательно в очках. Они защитят их от стружек.
Желаем успеха!

А. ЗАЙЦЕВ Рисунок А. ИЛЬИНА . Журнал Юный техник №1-94г.


«Ручная работа»
в Улан-Удэ
©2015
Контакты: