Травление

Художественное травление металла впервые стали применять средневековые оружейных дел мастера. Украшения на их изделиях не уступали тем, что выходили из-под рук искусных ювелиров. Травлением оружейники заменили один из трудоемких процессов — ручную гравировку, не утратив при этом прежних художественных качеств.

Техникой художественного травления можно воспроизвести рельефный или углубленный орнамент, сюжет, текст на любом металле. Сейчас существуют два способа травления — химический и гальванический Гальванический способ проще, потому что раствор электролита не выделяет вредных для здоровья газов, которые неизбежны при химическом способе, и эффективнее, так как контуры вытравленного рисунка получаются более четкими.
Прежде чем заняться гальваническим травлением, нужно обзавестись источником постоянного тока напряжением 4—7 в и сделать ванночку из изолирующего материала для электролита — ее устройство видно на рисунке. Электролит — это насыщенный водный раствор железного или медного купороса. Первый предназначен для стали и железа, второй — для меди, латуни, бронзы. Можно также применять насыщенный раствор поваренной соли. Вода во всех случаях желательна дистиллированная.
К металлической заготовке перед травлением необходимо припаять оловом медную проволоку с согнутым кольцом. Придерживая за кольцо, опустите заготовку в подогретый до 50° 10-процентный раствор едкого натра минут на пять. Затем перенесите в 15-процентный раствор серной кислоты на 1—2 мин. и после этого хорошенько промойте в горячей воде. Заготовка обезжирена.

Теперь займитесь приготовлением мастики. Расплавьте в жестяной коробочке 4 части вара, 2 части канифоли, 3 части воска и помешивайте, пока не получится однородная масса Остывшую мастику разрежьте   на   небольшие   кусочки   и   каждый   заверните   в   прочную нетолстую ткань. У вас получатся своеобразные тампоны. Водите тампоном по поверхности чуть подогретой заготовки, слегка надавливая, и металл покроется тонким   равномерным   слоем   мастики.   Заготовку   нужно
всю покрыть мастикой. Когда  слой  мастики  затвердеет,  на  него  наносят  и аккуратно растирают  пальцем  белую или  желтую  акварельную краску. На загрунтованную  таким образом поверхность  карандашом   нанесите  рисунок или  текст. Острым   ножичком  и  иголками   выскоблите  мастику в тех местах, где по замыслу должны быть углубления.

Подготовленный таким образом предмет поместите в электролит, подвесив за кольцо к штанге с клеммой «плюс». Это анод. К катоду (знак «минус») подвесьте пластинку из любого металла и включите ток.
Если необходима различная глубина травления, изделие время от времени извлекайте из раствора и кисточкой покрывайте мастикой те места, которые достаточно протравились. Добившись желаемого результата  отключите ток, отпаяйте проволоку, промойте изделие скипидаром и приступайте к окончательной отделке — шлифовке, полировке.
Если по творческому замыслу необходима более декоративная   отделка,   можно   применить    нитроэмаль разных цветов. Обезжирьте изделие бензином, потом равномерно заполняйте эмалью вытравленные участки. Сушите эмаль под электролампой, следя, чтобы на краску не попадала пыль.

Попробуйте свои силы и в таушировании — это инкрустация металла другим металлом, мягким, пластичным, контрастным по цвету. Протравите   в   изделии   канавки   глубиной   0,7—1    мм. Возьмите   медную    проволоку сечением    на     одну   пятую больше   вытравленной    канавки,   отожгите   ее   и   вбивайте в  канавку,   ударяя   молотком  по пуансону.  Торец пуансона должен соответствовать ширине   канавки,   чтобы   на   изделии не оставалось забоин.
Окончив  тауширование,    шлифуйте   изделие до блеска и, предварительно обезжирив, покройте лаком  — он предохранит   металл  от  коррозии.


«Ручная работа»
в Улан-Удэ
©2015
Контакты: